Хронология алгоритма «Арзамас»

Вот и ушел в прошлое алгоритм Яндекса «Арзамас». На смену пришел «Снежинск». Давайте подведем итоги. Более полугода продержался «Арзамас», такого количества обновлений не было ни у одного предыдущего алгоритма. Яндекс постоянно пытался ввести новые факторы ранжирования. Его кидало из стороны в сторону. Но, давайте начнем сначала.

8 апреля Яндекс ввел в действие новый поисковый алгоритм, а объявил об этом официально лишь 10 апреля. Причем, анонсирован он был как «Анадырь», а вышел под именем «Арзамас». Такая смена имен оказалась символичной. Главным в этом алгоритме стали географические факторы ранжирования.

Теперь поиск Яндекса учитывает регион пользователя. Начиная с «Арзамаса», результаты поиска по одному и тому же запросу могут быть разными в разных регионах.

Для ряда регионов — и список их будет расти — мы используем специально настроенную формулу ранжирования. Сейчас индивидуальная формула есть для Москвы, Санкт-Петербурга и российского регионального поиска, а также для некоторых стран СНГ.


Сайты, раньше стоящие во всех регионах одинаково, полетели в разные стороны. В одних регионах были в топ, в других-нет. А, если учесть, что алгоритм был выложен очень сырой, выдачу полностью перевернуло. Под региональностью предполагалось, что пользователи увидят разную выдачу по одному и тому же запросу в разных регионах. Задумка, конечно хорошая, но, было много пробелов. Например, в московской выдаче можно было увидеть в топе и питерские сайты, и украинские с белорусскими. Первоначально регионов было всего три: Москва, Санкт-Петербург и остальная Россия.

24 июня Арзамас1.1.

Пользователи из России, исключая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург, видят новые результаты.

17 июля Арзамас 1.2 c новым классификатором гео-зависимости запросов

Очевидно, что не для каждого запроса важно учитывать регион пользователя и сайта, во многих случаях более значимы другие признаки: авторитетность, качество контента и т. п.

Стоит отметить, что в „Арзамасе“ 1.2 ранжирование по гео-независимым запросам внутри России для всех пользователей одинаково, а по гео-зависимым — различается только для Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.


Вот это оказалось ещё одним интересным новшеством. Теперь запросы стали делиться на гео-зависимые и гео-независимые. Для гео-независимых запросов была одинаковая выдача для всех регионов, а вот гео-зависимые показывались только для пользователей из конкретных регионов. Причем, зависимость запросов Яндекс определял сам автоматически и не всегда правильно.

31 августа strong>Арзамас+16. В региональное ранжирование добавлены ещё 16 регионов. Отличительной чертой стали локальные результаты поиска.

23 сентября введен Арзамас 1.5, «в которой улучшена общая формула ранжирования. Она определяет порядок результатов поиска по гео-независимым запросам и запросам из городов, где нет локализованного ранжирования».

28 сентября выложили для тестирования Арзамас 1.5 SP1 — улучшенную региональную формулу

Эта формула используется для ранжирования результатов по гео-зависимым запросам в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Омске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Уфе, Перми, Казани, Самаре, Челябинске, Владивостоке, Кемерово, Иркутске, Барнауле и Воронеже.

В Москве выдача по гео-зависимым запросам пока прежняя.


В сентябре произошло ещё одно заметное событие. Массово начали вылетать из индекса сайты и страницы сайтов. В Яндексе подтвердили, что подключили фильтр АГС-17.

Робот анализирует содержание всех страниц сайта и принимает решение о включении их в индекс. Если сайт большой, а в поиске участвует лишь несколько его страниц, это означает, что остальные были классифицированы как не имеющие дополнительной ценности для пользователей.

Какое количество страниц будет проиндексировано — зависит от многих факторов, в том числе от качества контента, интереса пользователей к ресурсу и соответствия сайта поисковой лицензии, особенно это касается пункта 3.5. В некоторых случаях число страниц может быть и меньше 10, и больше 10. В любом случае проиндексированных страниц должно быть достаточно для того, чтобы сайт находился по основным запросам, на которые он может дать хороший и релевантный ответ.


Яндекс решил почистить свою поисковую базу от явных ГС, особенно расплодившихся за последний год. Стало появляться огромное количество сайтов, у которых главная задача войти в индекс, для того чтобы продавать с него ссылки в сапе и других бирж. Фильтр настроен на очистку выдачи от всех ненужных сайтов и страниц сайтов. Но, проблема в том, что под фильтр часто попадают СДЛ (сайты сделанные для людей). Он сам вычисляет страницы сайта, не интересные пользователю. Исключает из индекса дубли страниц, а вместе с ними и сами страницы, сайты, где много картинок, но мало контента. Причем, оставшиеся в индексе минимальное количество страниц хорошо продолжает показываться в выдаче. Если Вы уверены, что ваш сайт по ошибке попал под фильтр, то достаточно написать письмо в техподдержку Яндекса и сайт вернется. А вот если это не так, то придется сильно постараться, чтобы вывести сайт из-под фильтра.

Так такая тряска происходила в «Арзамасе». Как мы видим, основными факторами ранжирования были региональность и гео-зависимость запросов. Ну и, конечно, увеличение влияния контента, внутренней оптимизации.

Яндекс постоянно работает над улучшением факторов ранжирования сайтов в выдаче, дорабатывает и разрабатывает новые алгоритмы. Пришло время нового алгоритма «Снежинска». Будем изучать, тем более, что в нем есть кардинальные отличия от прошлого алгоритма.