Особенности различных систем контекстной рекламы

Не секрет, что сейчас среди поисковых систем в России наиболее популярными являются Яндекс, Гугл и Рамблер. Все эти три системы используют сервисы контекстной рекламы. В данной статье отмечены основные особенности данных систем.

Яндекс Директ

Яндекс Директ имеет понятный «дружественный» интерфейс. Есть помощь начинающим и описание каждой кнопки. Даже если человек первый раз решил использовать Директ, он, прочитав необходимое руководство, легко во всем разберется. Объявления могут занимать следующие позиции:
1. Гарантированные показы
2. Не гарантированные показы
3. Спецразмещение

Чтобы объявление попало в ту или иную категорию, необходимо, чтобы установленная цена за клик превышала определенную сумму. При назначении ставок, рядом с объявлением сразу показывается стоимость спецразмещения, гарантированных показов и первого места гарантированных показов. Суммы эти определяются в зависимости от деятельности других пользователей Директа, и соответственно могут меняться со временем. Таким образом, объявления могут терять свои позиции (или набирать). Чтобы этого не происходило, нужно постоянно подправлять ставки.

Если объявлений много, то делать это вручную очень тяжело. Поэтому, для тех кто не хочет постоянно «подкручивать» цены в Яндекс Директе (как впрочем, и в других системах контекстной рекламы) существует автобюджет – т.е. функция позволяющая системе автоматически назначать ставки, в зависимости от текущих настроек. Такими настройками, например, являются максимальный недельный бюджет, время показа, максимальная стоимость клика и т.д.

Автобюджет Директа далеко не всегда отрабатывает отведенный ему денежный ресурс, как правило, тратит меньше установленной нормы. Приходиться либо повышать ставки и следить, чтобы не тратилось лишнего, либо довольствоваться тем, что есть. При достаточно высоких тратах автонастройка распределяет ставки таким образом, чтобы объявления были как минимум в спецразмещении (т.е. вход в спецразмещение – это минимальная цена, которую он ставит). Тем не менее, 1е место в спецразмещении он ставит далеко не всегда, даже, несмотря на “профицит бюджета”.

Заметным достоинством Яндекс Директа является возможность раскидать бюджет по кампаниям. Т.е. суммарный бюджет на аккаунте распределяется пользователем на каждую компанию в отдельности, соответственно исключается возможность потратить лишние деньги. При необходимости можно перекинуть деньги из одной капании в другую.

Заметный недостаток – все цены указаны в оcобых условных единицах (1 у.е. = 30 руб., хотя в статистике иногда в скобках указывается сумма в рублях). Зачем они так делают, для меня остается загадкой. Например я поставил цену за клик 0.35 – это значит что я буду тратить 10 руб. 50 коп. за переход, однако без калькулятора очень сложно рассчитать это в уме.

Гугл Адвордс

Система объявлений здесь немного отличается. Адвордс за раз показывает несколько объявлений. Есть вероятность, что ваше объявление войдет в это число. Эта вероятность определяется количеством конкурентных объявлений, ценой за клик, а так же, по словам разработчиков, эффективностью данного объявления. Что подразумевается под эффективностью точно неизвестно (разработчики не дают точной информации), но вероятнее всего CTR, т.е. отношение переходов по объявлению к числу показов.

Так же Адвордс активно использует партнерскую сеть сайтов. Таким образом, ваши объявления будут показываться не только в поисковой системе, но и на партнерских сайтах, что даст заметный приток посетителей. При желании можно выбрать из партнерской сети только подходящие вам сайты, или вообще не использовать ее.

Автобюджет в Адвордс работает прекрасно. Дневной бюджет тратиться с погрешностью около 4 р. (например, если установлен максимум 60 рублей в день, то он может потратить за день 62 р. или 56 р.). При этом цена кликов довольно низкая. В отличие от Яндекса Директа Гугл Адвордс ставит на все объявления кампании одинаковую цену. Это, безусловно, недостаток, хотя изменяет он ее регулярно. Еще одной проблемой является то, что при включенном автобюджете нельзя настраивать временной таргетинг, т.е. объявления будут показываться только тогда, когда Адвордс, а не вы, сочтет это необходимым.

Заметный недостаток – деньги начисляются только на аккаунт, а не на кампанию. Поэтому ограничить бюджет одной конкретной кампании невозможно (только если использовать автобюджет, впрочем, и здесь могут быть незначительные отклонения). Текущий бюджет не отображается сразу при входе в аккаунт, его надо «искать», что, конечно, неудобно.

Достоинство – в списке запросов сразу же отображается их статистика, а так же общая статистика кампании, что очень удобно. Она здесь довольно наглядна, с красивыми графиками и множеством полезной информации. Хорошо организованная статистика очень важна, она позволяет пользователям лучше ориентироваться в своих кампаниях , а оптимизаторам помогает писать хорошие отчеты.

Бегун

Бегун, по большей части, принадлежит компании Рамблер, и так же как Гугл Адвордс использует партнерскую сеть. Объявления в самой поисковой системе распределяются схоже с Яндекс Директом – есть гарантированные показы, негарантированные показы и спецразмещение. Их положение определяется ставками.

Интерфейс у Бегуна, прямо скажем, странный. Во-первых, их два – старый интерфейс и новый. Обычно, новый интерфейс компании делают себе, чтобы расширить функциональность, сделать его более удобным и т.д. При этом с появлением нового старая система пропадает навсегда. Однако здесь это не так. Зачем Бегуну два интерфейса – не понятно. Хотя известно, что в старом интерфейсе невозможно настроить ставки на объявления, а в новом некорректно работает статистика (все это справедливо на момент написания статьи).

Новый интерфейс в плане удобства нисколько не превосходит старый. Главный недостаток – полное отсутствие подробного описания всех функций и настроек. Определить, как в точности работает что-либо, не выходя с сайта абсолютно невозможно. Только звонить операторам. Т.е. когда пользователь включает ту или иную функцию, он делает это на свой страх и риск.

Например, имеется такой интересный момент. Есть такая функция – «использовать ассоциации». Смысл ее заключается в том, что программа выдает объявление не только по заданному вами ключевому запросу, но и по запросам, с которыми данные ключевое словосочетание у нее ассоциируется. Как в точности это работает – неизвестно. Кто-то из пользователей сочтет эту функцию полезной, кто-то наоборот. На первый взгляд это не страшно, но, во-первых, эта функция очень сильно запрятана в настройках, так что даже при желании найти ее очень тяжело. Во-вторых (и это самое главное), эта функция по умолчанию включена. На странице бегуна об этом не сказано ничего. В статистике переходы по «измененным» запросам отображаются как переход по базовому ключевому слову. Т.е. неопытные пользователи, скорее всего, просто не будут знать о том, что эта функция работает. А понять, что она есть довольно тяжело – либо позвонить в службу техподдержки, либо проверить, вручную вводя в Рамблере различные запросы.

К основным недостаткам можно отнести крайне скупую статистику, которую предлагает Бегун. Так, например, там вообще отсутствует такой показатель как показы объявления, из-за чего нет никакой возможности определить, например, работали ли объявления в те дни, когда они не набирали переходов. Несмотря на то, что объявления показываются как в поисковой системе, так и в партнерской сети, в статистике указываться только общее число кликов, т.е. переходы с партнерских сайтов и переходы с поисковой системы никак не разделяются.

Еще одна недоработка – созданные рекламные объявления нельзя остановить. Только удалить, или установить минимальную цену за клик, хотя это не совсем то же, что «заморозить».

Заметным достоинством является то, что можно прямо ограничить дневной бюджет так, что при достижении данной суммы кампания переставала работать. Причем можно равномерно распределить его по часам, т.е. он сам делит дневной бюджет на часы показа и определяет “часовой бюджет” – при достижении этой суммы компания отключается до конца часа, а потом врубается опять. Странно что ни в Яндекс Директе ни в Гугл Адвордсе, такой функции нет.

Заключение.

Пользователь выбирает систему контекстной рекламы в зависимости от своих нужд. Кому-то важно удобство использования, кому-то экономия средств, кому-то поисковая система к которой привязана контекстная реклама. В зависимости от этого и осуществляется выбор, тем более, что ничто не мешает использовать одновременно несколько систем.