Контекстная реклама. Немного истории и статистики

На сегодняшний день контекстная реклама является самой быстроразвивающейся областью рекламного рынка в Мире. Ее бюджеты велики, ее потенциал огромен. Возможно, когда-нибудь контекстная реклама станет доминирующей силой в мире рекламы, причем не только в интернете.

Годом появления контекстной рекламы считается 1997, а ее изобретателем – Билл Гросс основатель компании Idealab. Платные ссылки, показывающиеся вместе с поисковой выдачей, впервые были использованы системой GoTo.com (которая позже была переименована в Overture Services).

В Рунете первой компанией предоставлявшей услуги контекстной рекламы стал Яндекс в 1998 году. Оплата с рекламодателей взималась за каждую тысячу показов объявления. Вскоре после этого сервисы контекстной рекламы появляются так же в Рамблере и Апорте. А в 2000 году, самая популярная в мире поисковая система Google выпускает свою собственную модель контекстной рекламы Google AdWords. В ней рекламодатели могли платить деньги либо за тысячу показов, либо за каждый клик. B 2002 году, появляется знаменитый Бегун, который первым в Рунете ввел покликовую систему оплаты. А в 2003 году на систему оплаты по кликам переходит Яндекс-Директ.

В настоящий момент самыми знаменитыми системами контекстной рекламы в Рунете являются Яндекс-Директ, Google AdWords и Бегун. В целом же, в мире наиболее популярные – Google AdWords и Overture (который теперь принадлежит Yahoo).

Рынок контекстной рекламы является быстроразвивающимся. Хотя рассчитать долю бюджета контекстной рекламы по отношению ко всему рынку интернет рекламы непросто, но на данный момент она составляет по разным данным от 50% до 66%. В США, например, эта доля заметно больше, и объем бюджета контекстной рекламы постоянно растет. Тем не менее, в России продвижение сайтов поисковой выдаче пока еще более популярно, в то время как в США на SEO уходить только 15% от общего онлайн-бюджета.

Основными тематиками запросов в системах контекстной рекламы Рунета являются офисные товары, финансовые услуги и строительная тематика.

Большая часть бюджетов контекстной рекламы приходится на рекламодателей из Москвы. Около 60% рекламного бюджета обеспечивает столица, в то время как все остальные регионы в сумме дают 35%. Еще 5% приходится на иностранных рекламодателей. Тем не менее, регионы постепенно сокращают отставание.

В целом же, контекстная реклама является одной из самых перспективных рекламных областей. На сегодняшний день в России доля интернет-рекламы составляет около 10% от общего рекламного рынка (ее оборот составил около 12 млрд руб. в 2010 году). Таким образом, на контекстную рекламу, приходится 5-7% общего бюджета. К 2020 году эта цифра может достигнуть 15%, т.е. в недалеком будущем контекстная реклама станет популярнее, чем наружная реклама, реклама на радио и в печатных изданиях.