Поведенческие факторы

О поведенческих факторах известно давно. Но только в последний год в Яндексе о них заговорили так много и открыто. Поведенческие факторы — это совокупность действий пользователей на определенном сайте. Эти факторы стали важными при ранжировании сайтов в выдаче Яндекса. Гугл уже давно включил их в формулу ранжирования, хотя и не отдает им такое предпочтение, как Яндекс.

Поисковая система — не человек. Но выдачу должна формировать с учетом выбора пользователя, который ввел запрос. Для этого Яндекс отслеживает действия реальных пользователей. Так откуда же он собирает такую информацию? Мы оставляем следы при любом выходе в интернет и посещая разные сайты. Переходим по ссылкам, кликаем по разным виджетам и кнопкам. Для каждого сайта, если он проиндексирован поисковиками, существует набор признаков, который позволяет судить о его качестве и удобству посетителей.

Основными источниками сбора информации являются:

  • Данные из поисковой выдачи — это основной источник сбора информации. Кликабельность сниппета, возврат к выдаче после посещения сайта, количество просмотренных страниц и многое другое.
  • Счетчики статистики, установленные на любом сайте. Яндекс. Метрика — собственный достаточно популярный счетчик Яндекс, который предоставляет все необходимые данные о сайте. Конечно, Яндекс учитывает его данные при ранжировании по поведенческим факторам.
  • Яндекс. Бар — браузерная надстройка, которая предлагает быстрый доступ к поиску, разным полезным данным (почта, погода, пробки, курсы валют и т. п.). Бар отслеживает такие же параметры, как и Яндекс. Метрика.

 

По заявлению Яндекса поведенческих факторов очень много. Со временем удается вычленить самые важные из сотен известных Яндексу.

Основные поведенческие факторы:

1. Кликабельность в выдаче CTR — чем лучше сниппет и title у сайта, тем больше пользователей перейдет на сайт, даже если он не на первых позициях. Чем больше заходов по разным ключевым словам, тем лучше. Количество просмотренных сайтов и страниц в выдаче — главный критерий оценки в этой категории.

2. Посещаемость сайта — здесь учитывается не только количество посетителей, но и разнообразие трафика. Если на сайт приходят не только из поиска, но и из социальных сетей, закладок, по ссылкам с других ресурсов -это говорит о том, что сайт действительно полезный.

3. Поведение на сайте:

  • время, проведенное на сайте — очень важный фактор. Если сайт хороший, то пользователь задержится на нем подольше. Конечно, главная цель не просто удержать его на сайте, но и заставить совершить какое-либо действие (заказ, звонок, регистрация и т. п.)
  • количество просмотренных страниц.

4. Процент отказа. Если пользователь ушел с сайта после просмотра одной страницы и вернулся в выдачу, это расценивается как отказ и является плохим показателем.

5. Процент возвратов на сайт.

6. Время загрузки сайта. Да, это тоже важный фактор. Ведь не каждый пользователь будет долго ждать пока загрузится страница со всеми картинками и уйдет на более быстрый сайт.

Эти основные поведенческие факторы указывают на качество сайта, его привлекательность в глазах пользователя, насколько он релевантен поисковым запросам.

Совокупность всех этих факторов в разных тематиках разная. Например, сайты по доставке еды или вызов такси. Здесь просто нельзя ориентироваться на время проведенное на сайте и количество просмотренных страниц. На хорошем сайте данной тематики пользователь сразу на странице найдет нужную информацию, сделает заказ по телефону и уйдет сайта. В интернет-магазинах наоборот, чем дольше пользователь на сайте и чем больше страниц он посетил, тем лучше. Яндекс умеет это учитывать при ранжировании по поведенческим факторам. От каждого запроса он ожидает определенного поведения со стороны пользователя, для этого классифицируя запросы. Он анализирует поведение пользователей на сайте, полученные данные закладывает в формулу ранжирования и более качественные сайты ранжирует выше в выдаче.
И все же, не все так однозначно. Хотя поведенческие факторы учитываются почти всеми поисковиками, единого подхода к ним нет. Многие из факторов не могут однозначно указывать на качество сайта.

Как влиять на поведенческие факторы?

  • Страница должна быть 100% релевантна поисковому запросу и давать исчерпывающий ответ на запрос пользователя.
  • Сниппет должен быть привлекательным и информативным. В нем может показываться адрес и телефон организации. А для некоторых категорий Яндекс ввел расширенные сниппеты. Это дает возможность представить в поиске более подробную информацию о товаре или услуге. Список категорий постоянно пополняется. Не забывайте об этом!
  • Работайте над контентом, дизайном, навигацией на сайте. Сделайте все возможное, чтобы удержать пользователя на сайте, мотивировать его перейти на другие страницы и выполнить нужные вам действия.
  • Продвигайте сайт не только в поисковой выдаче, но и постарайтесь задействовать тематические ресурсы, социальные сети. Это не только увеличит трафик, но и улучшит поведенческие факторы.
  • Важно не использовать всяческие сервисы по накрутке поведенческих факторов.

 

Об отрицательном отношении Яндекса подобным способам продвижения я уже писала в прошлой статье. В мае прокатилась первая волна поведенческих апдейтов, предупреждающих о наложении санкций за эти нарушения. Тогда пострадали многие сайты, но после исправления ситуации, через пару недель санкции были сняты. Яндекс лишь показал, что не допустит подобных действий. В июле прокатилась вторая волна поведенческих апдейтов. Под санкции попали тысячи сайтов, использующих накрутку поведенческих факторов. Среди них даже сайты довольно известных в сфере продвижения контор. В топ они пока так и не вернулись. Так что не играйте с огнем!

Выводы.

Делая выдачу более «человечной» поисковики используют данные о поведении пользователей. Яндекс располагает необходимым объемом и инструментарием для такого анализа. Эти инструменты постоянно наращиваются и улучшаются. А значит, роль поведенческих факторов будет только расти. Важно позаботиться о качестве сайта, не использовать сомнительные сервисы накрутки и все будет в порядке!